Gerb

Ивановский государственный медицинский университет

Адаптация первокурсников к обучению в ИвГМА

В начале декабря 2021 года в академии был проведен он-лайн опрос первокурсников с целью изучения их адаптации к процессу обучения в медицинском вузе. В анкетировании приняли участие студенты первого курса лечебного и педиатрического факультетов – всего 160 человек. Анкета содержала вопросы, позволяющие оценить:

  • степень мотивации студентов к получению медицинского образования на момент поступления и по завершении семестра обучения;
  • удовлетворенность качеством организации процесса обучения; удовлетворенность процессом взаимодействия с преподавателями и сотрудниками академии;
  • характер взаимоотношений между студентами в группах, а также с тьюторами и кураторами,
  • определить основные факторы, затрудняющие процесс адаптации к студенческой жизни.

Результаты опроса показали, что для большинства первокурсников поступление в ИвГМА – осознанный выбор, продиктованный желанием получить профессию врача (86,3% респондентов) и обусловленный интересом к будущей специальности (76,9%), о которой многие (52,5%) «мечтали с детства».

Подавляющее большинство участников опроса (96,3%) в той или иной степени представляют специфику своей будущей профессии и собираются работать по специальности (87,5%).

Выбор именно Ивановской государственной медицинской академии для получения профессионального образования в немалой степени определен высоким качеством образования, которое предоставляет ИвГМА (50,0%), наличием положительных отзывов о вузе (33,4%), возможностью трудоустройства (33,1%), известностью и престижем вуза (27,5%).

Следует отметить, что получение профессии врача для первокурсников – нелегкий процесс. Основные трудности, по мнению студентов, связаны с большими объёмами подготовки к учебным занятиям (58,8%). 30,6% первокурсников отмечают, что школьных знаний не хватило, чтобы успешно овладевать содержанием курсов без дополнительной подготовки. Положительным знаком является тот факт, что студенты не снимают с себя ответственности за успешность процесса обучения. «Бывают трудности из-за элементарной лени, но я работаю над собой», – отмечают они (51,2%). Этим данным не противоречит то, что основными факторами, отрицательно влияющими на качество обучения, 56,3% студентов называют «большой объем учебной нагрузки» и «низкий уровень мотивации студентов» (58,8%).

Студенты первого курса достаточно ответственно подходят к посещаемости занятий – 96,9% участников опроса посещают больше 81% занятий, остальные – более 51% занятий. В немалой степени высокая посещаемость обусловлена качеством организации образовательного процесса. 87,5% первокурсников отмечают, что организация учебного процесса в академии на «высоком» и «хорошем» уровне, остальные – в целом удовлетворены его организацией. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой часть занятий у студентов 1 курса проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. 80% первокурсников указывают на «высокий» и «хороший» уровень организации дистанционного обучения, прочие – в целом удовлетворены его организацией. При этом 58,1% первокурсников не хотели бы, чтобы все занятия проводились дистанционно.

С особыми трудностями сталкиваются студенты, приехавшие учиться из других регионов. Наибольшие трудности в организации быта у них связаны с необходимостью самостоятельно планировать бюджет (50,4%), самостоятельно покупать продукты и готовить пищу (45,0%). 34,1% очень скучают по родным, не могут сосредоточиться на занятиях.

Преодолевать возникающие трудности и адаптироваться к студенческой жизни им помогают сотрудничество в группе (86,9%), советы и помощь тьюторов (51,2%), советы и помощь куратора учебной группы (42,5%). Знают своего куратора 95% обучающихся. При этом удовлетворены его работой 87,5% первокурсников, удовлетворены частично – 10,6%. Студенты ИвГМА имеют возможность организовать свой досуг, занимаясь в творческих коллективах, научных кружках, клубах по интересам, информацией о которых в той или иной степени владеют 89,7% респондентов.

Адаптации к обучению способствуют желание учиться (71,9%), сотрудничество в группе (69,4%), доброжелательное взаимодействие с преподавателями (52,5%).

Студенты оценивают взаимоотношения между студентами как доброжелательные (82,5%) или ровные, спокойные (16,9%), а атмосферу в группах обозначают терминами «доброжелательность» (87,5%), «взаимопонимание» (76,3%), «сотрудничество» (81,9%), «дружественность» (78,1%). Аналогично первокурсники оценивают взаимоотношения «преподаватель – студент», «студент – администрация», «студент – сотрудники». Указанные взаимоотношения как доброжелательные оценивают 49,4%, 39,4%, 36,9% соответственно, а как ровные спокойные – 50,6%, 60,0%, 61,3%.

В заключение следует отметить, что студенты 1 курса ИвГМА успешно адаптируются к обучению в медицинском вузе и не разочаровались в выборе профессии и вуза. Если бы была возможность вновь поступать, большинство (76,9%) не изменили бы свое решение. Изначально хорошее отношение к выбранной специальности сохранилось у 69,4% респондентов, а улучшилось – у 25%.


Открытый вопрос Вопрос ректору